Печать и производство книг.
История:
Книга – важнейшее из изобретений человечества. Возможно, второе по значимости после изобретения алфавита. Скорость распространения знаний и ускорение прогресса
в значительной мере обязаны именно этим двум открытиям.
Вместе с тем книгопечатание – один из древнейших технологических процессов, страной изобретения которого считается Китай. Там в 1040–1048 гг. кузнец по имени Пи Шен использовал первый наборный процесс, вырезая иероглифы на брусочках из глины.
Технология производства книги развивалась поступательно, и в 1392 г. корейцы применили принципиальное новшество, на многие годы закрепившееся в технологии книжного производства. Они придумали медные литеры для размножения текстов.
Как мы видим, до 15-го века основные технологические открытия касались именно допечатных процессов. Уровень автоматизации непосредственно печати оставался минимальным. Поэтому сложно переоценить то, что произошло в Германии в 40-х годах пятнадцатого века. В эти годы Иоганн Гутенберг изобрел первый печатный станок, который создавал принципиально другую скорость переноса изображения с вещественного носителя информации на бумагу. Ученики и подмастерья Гутенберга разнесли весть о великом изобретении по Германии, а затем и по всей Европе. Если до появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30000 книг, то к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Это изобретение определило технологическую философию в полиграфии и на века задало вектор развития книжного производства и полиграфического машиностроения.
Россия достаточно быстро локализовала технологические принципы Гутенберга. Первопечатник Руси – дьякон Иван Федоров, в 1564 году отпечатавший «Апостола». С этой даты ведется официальное летоисчисление книгопечатания в России.
В XVII столетии книги издаются на Московском печатном дворе – первой в стране книжной мануфактуре. Интенсивное развитие книгоиздания в России началось во второй половине XVIII столетия с распространением частных типографий
и появлением независимых издателей. Плеяда крупнейших российских издателей XIX – начала XX веков: А.Ф. Смирдин, М.О. Вольф, А.Ф. Маркс, А.С. Суворин,
И.Д. Сытин, И.А. Ефрон, И.Н. Гранат, З.И. Гржебин. В этот период производство и печать книг становятся массовым явлением в нашей стране. Себестоимость производства книги снижается настолько, что книга становится доступной самым широким слоям населения
и имеет огромное значение для образования и повышения общего уровня культуры
в России.
1922 год (год образования Мосполиграфтреста) – начало индустриального производства книг в молодой советской стране. Происходит укрупнение полиграфических предприятий. Возникают первые лидеры индустрии: "Печатный двор" в Ленинграде, 1-я Образцовая типография (бывшая И.Д. Сытина) в Москве, а также бумажные фабрики (до октября 1917 года бумага для книгопечатания в значительной мере импортировалась. Лучшие бумажные фабрики находились в Финляндии, Эстонии и Латвии. После октября 1917 года торговые связи были резко сокращены и практически прерваны).
В Советском Союзе производством книг занимались крупнейшие полиграфические комбинаты. Во второй половине 20-го века тиражи классических, популярных, детских
и идеологических книг исчислялись миллионами экземпляров, а наименования – сотнями в год. Уровень технической и технологической оснащенности полиграфических предприятий был очень высок, что соответствовало индустриальному подходу в отрасли.
С наступлением новых экономических реалий и цифровой экономики единицы из флагманов прошлых лет продолжили свое существование. Но появились новые, не такие крупные, типографии (к которым мы относим и типографию «Альфа-Дизайн», ведущую свою историю с 1994 года), которые смогли предложить рынку более оперативное изготовление книг и реагирование на нюансы спроса.
Многое изменилось в процессе производства книг со времен Иоганна Гутенберга. Были эволюционные периоды и этапы технологических революций в книгоиздании, но, несмотря на все эти перипетии в основе успешного книжного проекта по-прежнему заложены следующие основные этапы создания книги:
1) Создание контента или – авторский этап.
2) Редакционно-издательский этап подготовки (причем, строго говоря, в применении к книге – это издательский этап. Редакции больше применимы к периодическим изданиям (газеты, журналы и т.д.)). Это этап допечатной подготовки издания, где
в современном производстве существенный объем работ выполняют художники, дизайнеры и верстальщики, литературные, художественные и технические редакторы, корректоры, специалисты и технологи pre press подготовки.
3) Типографский этап. На котором над будущей книгой работают специалисты
и технологи формного (если речь идет об аналоговой печати, а не о цифровой), печатного и переплётного производств.
СОВРЕМЕННОЕ КНИЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Книжная отрасль
подразумевает наличие специализированной терминологии, специфических методов учета и определенной классификации, а также современных ГОСТов. Иными словами – если вы никогда не занимались книгоизданием и собираетесь это сделать впервые, мы настоятельно рекомендуем вам познакомиться с текстом, который приводим ниже.
ISBN, ББК, УДК
Теперь даже малотиражные издания можно зарегистрировать в каталогах и системах выполнения заказов с помощью индекса ISBN (международный стандартный номер книги). Индексация ISBN первоначально была разработана британской книготорговой сетью в 1965 и принята международным сообществом в 1969 (соответствующее агентство размещено в Берлине). В России так же используется код Библиотечно-библиографической классификации (ББК) и код Универсальной десятичной классификации (УДК).
Если вы хотите издать книгу для себя, своей семьи и своих друзей или для внутрикорпоративного использования – получение всех вышеописанных кодов вовсе не является обязательной историей. Но, если вы рассчитываете на распространение тиража
в книготорговых сетях, продажи в книжных магазинах, обязательные экземпляры
в Российской государственной библиотеке и «след в истории» – эти коды необходимо получить. Дело это несложное, но побегать придётся. По этой причине издательство
и типография «Альфа-Дизайн» безвозмездно предоставляет своим клиентам необходимые коды и индексы – как дополнительную услугу при заключении издательских или производственных договоров на производство книги. Мы также берём на себя хлопоты по доставке обязательных экземпляров.
Коды ББК
Библиотечно-библиографическая классификация
- 1 Общенаучное и междисциплинарное знание
- 2 Естественные науки
- 3 Техника. Технические науки
- 4 Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки
- 5 Здравоохранение. Медицинские науки
- 6/8 Социальные (общественные) и гуманитарные науки
- 9 Литература универсального содержания
Коды УДК
Универсальный десятичный классификатор
- 0 Общий отдел. Наука и знание. Информация. Документация. Библиотечное дело. Организации. Публикации в целом
- 1 Философия. Психология
- 2 Религия. Богословие
- 3 Общественные науки
- 5 Математика. Естественные науки
- 6 Прикладные науки. Медицина. Технология
- 7 Искусство. Развлечения. Зрелища. Спорт
- 8 Язык. Языкознание. Лингвистика. Литература
- 9 География. Биографии. История
Основные конструктивные элементы книги
и терминология, применяющаяся в книжном производстве
Так сложилось, что на протяжении очень длительного периода, начиная с 15-го века, Германия была мировым законодателем мод в книгоиздании и полиграфическом машиностроении. По этой причине как в общей полиграфии, так и в производстве книг,
в частности, присутствует большое количество терминов, имеющих корни в группе германских языков. Как уже упоминалось выше, в России достаточно быстро происходила локализация не только полиграфической технологии, но и ассимиляция полиграфической терминологии. Поэтому абсолютное большинство полиграфических и книгоиздательских терминов уже не воспринимается как иностранные заимствования, но как профессионализмы.
Переплёт — совокупность элементов бумажного издания, предназначенных для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений и наружного художественного оформления при помощи переплётной крышки ( обложки). Во многом именно конструкция переплётной крышки определяет тип переплёта.
Переплётная кры́шка — основная часть переплёта книги, изготовленная из цельного листа картона или из картонных сторонок, оклеенных покровным переплётным материалом, бумагой с отпечатанным изображением; соединяется с книжным блоком при помощи форзацев.
Фо́рзац (нем. Vorsatz) — элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой с передней стороны переплётной крышки. Выполняет не только конструктивную, но и декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплётной крышки и место крепления последней с книжным блоком. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные (в словарях, учебниках). Не все книги имеют форзац. Например, у изданий, имеющих клеевое скрепление с шитьем, чаще всего есть только оборот обложки.
На́хзац (нем. Nachsatz) — задний форзац, элемент конструкции переплёта книги в виде односгибного листа плотной бумаги или конструкции из двух листов, соединённых полоской ткани, скрепляющий книжный блок с задней стороной переплётной крышки.
Книжный блок —комплект скреплённых в корешке тетрадей или отдельных книжных листов, содержащий все страницы и другие детали (вклейки, приклейки, форзацы, ленточку-закладку.
Поскольку форзац и нахзац в значительной степени определяют технологию сборки книжного блока в частности и, можно сказать, что весь процесс производства книги вообще – мы приводим в нашей статье варианты и типы этих элементов блока:
- Простой приклейной — применяется для книг с толщиной блока до 30 мм, сшитых потетрадно нитками, термонитями или при клеевом бесшвейном скреплении (КБС). Представляет собой 4-страничную тетрадь из специальной форзацной бумаги, приклеенную к первой странице первой тетради или последней странице последней тетради полоской клея шириной около 5 мм.
- Приклейной с бумажной окантовкой — для книг с толщиной блока 30 мм и более, а также для книг, имеющих фронтиспис, учебников общеобразовательных школ и для изданий, отпечатанных на бумаге пониженной прочности или массой 1м2 менее 50 гр. Также представляет собой 4-страничную тетрадь, только для прочности оклеен полоской бумаги шириной 15 мм по корешку.
- Приклейной с тканевой окантовкой — для изданий, требующих повышенной прочности (справочных, энциклопедических). Ширина тканевой полоски — 15-25 мм.
- Простой прошивной — для изданий, выпускаемых в улучшенном исполнении при формате 84х108/16 и более, имеющих большую массу блока. Изготавливается так же, как и простой приклейной, только ширина
4-страничной тетради форзаца больше ширины блока на 5 мм, которые отгибаются вдоль корешка и приклеиваются к корешковому полю тетради огибая её фальц. Затем такая тетрадь прошивается вместе с форзацем на ниткошвейной машине в процессе шитья блока. - «Свой» — применяется в изданиях при толщине блока до 20 мм, отпечатанных на бумаге с массой 1м2 не менее 100 гр, при машинном направлении волокон бумаги вдоль корешка. Представляет собой первую и последнюю страницы книжного блока, приклеенные к переплётной крышке.
- Иногда, если блок представляет собой одну тетрадь, применяют «накидной» (аналогичен «своему») одинарный или двойной форзац — одну или две 4-страничные тетради соответственно, накинутые на блок и прошиваемые вместе с ним.
Далее перечислены форзацы, не поддающиеся механизации и изготавливаемые вручную. Такие форзацы применяются обычно для книг, переплётаемых по технологиям XVIII—XIX вв.
- Составной прошивной — аналогичен простому прошивному, только для прочности бумажный фальц заменен на тканевый. Таким образом, при изготовлении данного форзаца нарезаются три заготовки: два листа форзаца и тканевый фальчик. Ближний к тетради лист — шириной равной ширине блока плюс 5 мм, ближний к переплётной крышке — ширина блока минус 10 мм, тканевый фальчик — 15 мм. Листы распускаются лесенкой в 5 мм, промазываются клеем и сталкиваются на передок — образуется полоса шириной 15 мм (клей 5 мм, просвет 5 мм, клей 5 мм), к которой приклеивается тканевый фальчик. Затем 5 мм вдоль корешка огибает тетрадь и приклеивается к её корешковому полю.
- Выклейной пришивной форзац — после крытья картонов выклеивается разворот между картонной сторонкой и первым листом форзацной тетради тонкой цветной (мраморной) бумагой, сфальцованной пополам, скрывая шнуры (тесьму), на которых сшита книга. Иногда крайний лист форзацной тетради обрезается до ширины 5-7 см и выполняет роль слизуры, которая приклеивается к картонной сторонке, тогда выклеивается получившийся разворот.
- Выклейной пришивной форзац с тканевой слизурой — к форзацной тетради приклеивается тканевая слизура и пришивается вместе с форзацем к книжному блоку. До кругления корешка блока к крайнему листу форзацной тетради снаружи под слизуру приклеивается сфальцованный вдвое лист тонкой цветной бумаги. При заключительной операции подклейки форзаца, после крытья покровным материалом картонов, слизура и свободный лист выклейки приклеиваются к картонной сторонке.
- Выклейной пришивной форзац с открытым тканевым фальцем — разворот между картоном и форзацной тетрадью выклеивается сначала полоской шерфованной кожи (ткани) по месту фальца форзаца, а затем приклеиваются листы бумаги к первому листу форзацной тетради и к картонной сторонке.
КОНСТРУКЦИЯ И ТИПЫ ПЕРЕПЛЁТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КНИЖНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ:
Переплёты подразделяют на следующие типы:
№ 1 — цельнокартонный обрезной с обложкой для крытья внакидку
Обложка для крытья внакидку
1 – блок; 2 – обложка
№ 2 — цельнокартонный с обложкой для обыкновенного крытья
Обложка для обыкновенного крытья
1 – блок; 2 – обложка
№ 3 — цельнокройный обрезной с обложкой для крытья вроспуск
(«Вроспуск» означает – присоединение обложки к книжному блоку, при котором она приклеивается не только к корешку, но и к корешковым полям наружных страниц блока.)
Обложка для крытья вроспуск
1 – блок; 2 – обложка
№ 4 — составной с окантованным корешком
Обложка составная с окантованным корешком
1 – блок; 2 – сторонки обложки; 3 – окантовка
№ 5 — составной
Переплётная крышка составная
1 – форзацы; 2 – блок; 3 – картон; 4 – отстав;
5 – материал для корешка; 6 – материал наружный
№ 6 — переплётная крышка из одной детали
Переплётная крышка из одной детали
1 – блок; 2 – форзац; 3 – переплётная крышка
№7 — цельнокрытый
Переплётная крышка цельнокрытая
1 – форзацы; 2 – блок; 3 – картон; 4 – отстав; 5 – материал наружный
№ 8 — переплётная крышка с накладными сторонками и накладным корешком
Переплётная крышка с накладными сторонками и накладным корешком
1 – форзацы; 2 – блок; 3 – картон; 4 – отстав;
5 – материал для корешка; 6 – материал наружный
№ 9 — с накладными сторонками и окантованным корешком
Переплётная крышка с накладными сторонками и окантованным корешком
1 – форзацы; 2 – блок; 3 – картон; 4 – окантовка; 5 – материал наружный
Типография «Альфа-Дизайн» производит книги в любом из описанных типах переплётов.
Наиболее часто встречающийся, автоматизированный, с оптимальным соотношением цена/качество тип твердого переплёта на текущий момент– это переплёт № 7. Есть вариации этого переплёта. Так например, наиболее массовым сейчас является переплёт № 7БЦ. БЦ – означает – Бумажный, Целофанированный. При производстве книг в переплёте 7БЦ в качестве переплётного материала используется запечатанный бумажный лайнер, ламинированный прозрачной полимерной пленкой. Толщина пленки обычно составляет 25-35 микрон. Выбор глянцевой, матовой или декоративной припрессовки определяется, прежде всего, дизайнерским замыслом. Для оформления переплёта 7БЦ используются методы офсетной (если тиражи исчисляются тысячами экземпляров) и цифровой (если тиражи штучные или считаются десятками или сотнями экземпляров) печати. Помимо того, что переплёт 7БЦ имеет оптимальную себестоимость – он обладает ещё одним неоспоримым преимуществом для коммерческой книжной печати – возможностью максимально точно отразить корпоративные цвета и рекламные концепции для корпоративного сегмента или созданием максимально ярких и привлекательных дизайнов для книги массового сегмента потребления (книга, как продукт сегмента FMCG).
Как вы обратили внимание – буквы, которые стоят после цифры, обозначающей номер переплёта, описывают особенности лайнера, то есть переплётного материала, покрывающего картон переплётной крышки.
Переплёт 7Б. При производстве книг в переплёте 7Б в качестве переплётного материала используются переплётные бумаги или материалы на бумажной основе, покрытые непрозрачными полимерами, например – бумвинил, которыми кашируется (оклеивается) картон переплётной крышки.
Для производства классического переплёта N7 могут быть использованы переплётные материалы на тканой (например: переплётные шелка, коленкоры, лидерины) или нетканой основе (например, кожзаменители – полиуретаны, полипропилены и т.д.), а также натуральная или рециклированная кожа.
Несмотря на многовековую историю и богатые традиции, книгоиздание остается живой отраслью, динамично реагирующей на изменение визуальной среды, новых модных течений в издательском бизнесе. Ярким подтверждением и иллюстрацией тому может служить новый вариант переплёта, для которого пока нет официального названия. Мы же в «Альфа-Дизайн», произведя несколько проектов по этой технологии, назвали его «шито-клеёный переплёт в мягкой обложке с открытым корешком».
Мы приглашаем всех действующий и потенциальных клиентов типографии «Альфа-Дизайн» приобщиться к лучшим традициям книгоиздания и сделать вместе с нами книгу вашей мечты!
Простой коммерческий проект – тоже подойдёт. Звоните нашим менеджерам по многоканальному телефону